Preview

Стоматология детского возраста и профилактика

Расширенный поиск

Мобильное приложение для сенсорной депривации нейроразнообразных детей при стоматологическом лечении

https://doi.org/10.33925/1683-3031-2023-664

Аннотация

Актуальность. Стоматологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) требует изменения традиционных условий лечения, включающих в себя множество сенсорных стимулов, влияющих на поведение таких детей. Однако не все стоматологические стимулы представляется возможным исключить из клинической практики. Разработке нового метода цифрового прайминга нейроразнообразных пациентов способствовала необходимость смягчения неизбежных стоматологических стимулов для достижения сенсорной депривации, выражающейся в снижения беспокойства и улучшении сотрудничества.

Целью исследования стало изучение уровня стоматологической кооперации и тревожности у детей с РАС перед стоматологическим лечением и на его этапах с помощью разработанного мобильного приложения.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 43 ребенка 7 и 12 лет с подтвержденным диагнозом РАС разной степени тяжести. Для оценки уровня сотрудничества и тревожности у детей с РАС до и в процессе лечения с использованием мобильного приложения использовалась шкала тревожности Larry L. Venham.

Результаты. В процессе стоматологического лечения установлено статистически значимое (p < 0,05) снижение уровня тревожности и улучшении профиля кооперативности у детей с легкой / умеренно выраженной формой аутизма, что свидетельствует о положительном влиянии разработанного мобильного приложения на уровень тревоги и сотрудничества.

Заключение. Необходимы дальнейшие исследования, которые позволят оценить подобные виды информационно-коммуникационных технологий как часть значимых подходов, направленных на сенсорную депривацию, улучшение поведения и результатов стоматологического лечения в уязвимых группах детей.

Об авторах

А. С. Донцова
Кубанский государственный медицинский университет
Россия

Донцова Альбина Салаватовна, врач-стоматолог детский, главный врач стоматологической клиники «Инвайт Медикал Кидс»



О. В. Гуленко
Кубанский государственный медицинский университет
Россия

Гуленко Ольга Владимировна, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии

Краснодар



Список литературы

1. Rouches A, Lefer G, Dajean-Trutaud S, Lopez-Cazaux S. Amélioration de la santé orale des enfants avec autisme: les outils à notre disposition [Tools and techniques to improve the oral health of children with autism]. Arch Pediatr. 2018;25(2):145-149. doi: 10.1016/j.arcped.2017.11.013

2. Andropoulos DB. Effect of Anesthesia on the Developing Brain: Infant and Fetus. Fetal Diagn Ther. 2018;43(1):1-11. doi: 10.1159/000475928

3. Ferrazzano GF, Salerno C, Bravaccio C, Ingenito A, Sangianantoni G, Cantile T. Autism spectrum disorders and oral health status: review of the literature. Eur J Paediatr Dent. 2020;21(1):9-12. doi: 10.23804/ejpd.2020.21.01.02

4. Данилова МА, Бронников ВА, Залазаева ЕА. Влияние перинатальных факторов риска на формирование зубочелюстных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом. Вятский медицинский вестник. 2017;2(54):88-92. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-perinatalnyh-faktorov-riska-na-formirovanie-zubochelyustnyh-i-rechevyh-narusheniy-u-detey-s-tserebralnym-paralichom

5. Суетенков ДЕ, Фирсова ИВ, Саютина ЛВ, Казакова ЛН, Нарыжная ЕВ, Насруллаев РК. Особенности оказания стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020;(2):19–24. doi: 10.34215/1609-1175-2020-2-19-24

6. Grewal N, Sethi T, Grewal S. Widening horizons through alternative and augmentative communication systems for managing children with special health care needs in a pediatric dental setup. Spec Care Dentist. 2015;35(3):114-119. doi: 10.1111/scd.12099

7. Popple B, Wall C, Flink L, Powell K, Discepolo K, Keck D, et al. Brief Report: Remotely Delivered Video Modeling for Improving Oral Hygiene in Children with ASD: A Pilot Study. J. Autism Dev. Disord. 2016;46:2791–2796. doi: 10.1007/s10803-016-2795-4

8. Nilchian F, Shakibaei F, Jarah ZT. Evaluation of Visual Pedagogy in Dental Check-ups and Preventive Practices Among 6-12-Year-Old Children with Autism. J. Autism Dev. Disord. 2017;47:858–864. doi: 10.1007/s10803-016-2998-8

9. Mah JW, Tsang P. Visual Schedule System in Dental Care for Patients with Autism: A Pilot Study. J. Clin. Pediatr Dent. 2016;40:393–399. doi: 10.17796/1053-4628-40.5.393

10. Corridore D, Zumbo G, Corvino I, Guaragna M, Bossu M, Polimeni A, et al. Prevalence of oral disease and treatment types proposed to children affected by Autistic Spectrum Disorder in Pediatric Dentistry: a Systematic Review. Clin Ter. 2020;171(3):e275-282. doi: 10.7417/ct.2020.2226

11. Narayan VK, Samuel SR. Appropriateness of various behavior rating scales used in pediatric dentistry: A Review. J Global Oral Health. 2019;2(2):112-7. doi: 10.25259/JGOH_64_2019


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Донцова А.С., Гуленко О.В. Мобильное приложение для сенсорной депривации нейроразнообразных детей при стоматологическом лечении. Стоматология детского возраста и профилактика. 2023;23(4):314-319. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2023-664

For citation:


Dontsova А.S., Gulenko O.V. Mobile application for sensory deprivation of neurodiverse children during dental treatment. Pediatric dentistry and dental prophylaxis. 2023;23(4):314-319. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2023-664

Просмотров: 376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1683-3031 (Print)
ISSN 1726-7218 (Online)