Preview

Стоматология детского возраста и профилактика

Расширенный поиск

Программа профилактики «Стоматологическое здоровье» как этап реабилитации детей с нарушением развития интеллекта

https://doi.org/10.33925/1683-3031-2022-22-4-307-313

Аннотация

Актуальность. Разработка авторских методик организации и проведения программ профилактики стоматологических заболеваний у детей с нарушениями умственного развития, позволяющих использовать индивидуальный подход к профилактике, учитывать особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также характер сочетания многочисленных объективных факторов, является одним из важных направлений профилактической стоматологии.
Цель: повышение эффективности реабилитации детей с умственной отсталостью, путем совершенствования программы профилактики стоматологических заболеваний.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 140 детей с диагнозом «умственная отсталость умеренная». На протяжении трех лет проводили сравнительный анализ двух методик: группа 1 – 71 человек, обучавшихся по авторской образовательной программе по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию «Стоматологическое здоровье», разработанной и адаптированной для психофизических особенностей развития детей; группа 2 – 69 человек, обучавшихся по программе санитарного просвещения и гигиенического воспитания, которую проводили только учителя на занятиях по хозяйственно-бытовому труду. Оценку эффективности внедрения в специализированный образовательный процесс программы профилактики «Стоматологическое здоровье» проводили по следующим параметрам: индекс интенсивности кариеса постоянных зубов (КПУ), уровень гигиены полости рта ИГР-У (OHI-S), состояние десны оценивали посредством определения индекса PMA в модификации Parma. Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics 18.0.
Результаты. При анализе результативности авторской программы для детей с умственной отсталостью умеренной выявлено, что у детей повысился уровень гигиены полости рта с «неудовлетворительного» до «хорошего» – 2,1 ± 0,3 балла до хорошего 0,2 ± 0,1 балла; снизились воспалительные явления десны – с 24,6 ± 0,5% до 14,4 ± 0,2%. Занятия по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию помогли детям с нарушением развития интеллекта лучше ориентироваться в себе, во времени, пространстве, а также способствовали улучшению памяти, увеличению словарного запаса, формированию новых знаний и умений и постепенному формированию эффективной коммуникации в зависимости от тяжести интеллектуального дефицита ребенка.
Заключение. Разработанная образовательная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний «Стоматологическое здоровье» для детей с нарушением развития интеллекта позволила сформировать устойчивые навыки ухода за полостью рта, что подтверждается хорошими показателями индексов гигиены полости рта.

Об авторах

Н. В. Тарасова
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

Тарасова Наталья Валентиновна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии

Красноярск



В. Г. Галонский
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого; Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера, Федеральный исследовательский центр Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»
Россия

Галонский Владислав Геннадьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии; профессор кафедры ординатуры и дополнительного профессионального образования

Красноярск



В. В. Алямовский
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Россия

Алямовский Василий Викторович, доктор медицинских наук, Заслуженный врач РФ, профессор кафедры пародонтологии

Москва



Список литературы

1. Кулаков ВИ, Барашнев ЮИ, редакторы. Новорожденные высокого риска. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2006; 528с.

2. Баранов АА, Альбицкий ВЮ. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018;99(4):698–705. doi: 10.17816/KMJ2018-698

3. Яковлева ТВ. О возможностях предотвращения детской инвалидности в России. Вопросы современной педиатрии. 2004;3(3):16-19. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_17921634_69755685.pdf

4. Cabarcas L, Espinosa E, Velasco H. Etiology of mental retardation in children: experience in two third level centers. Biomedica. 2013;33(3):402-410. doi: 10.7705/biomedica.v33i3.785

5. Баранов АА, Намазова-Баранова ЛС, Терлецкая РН, Антонова ЕВ. Проблемы детской инвалидности в современной России. Вестник РАМН. 2017;72(4):305-312. doi: 10.15690/vramn823

6. Деннер ВА, Федюнина ПС, Давлетшина ОВ, Набатчикова МВ. Научный обзор вопроса детской инвалидности как медико-социальной проблемы. Молодой ученый. 2016;(20):71-75. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34288/

7. Кирилюк ОМ. Реабилитация детей-инвалидов. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013;(2):79-85. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20285168_16934792.pdf

8. Ganesh KS, Das A, Shashi JS. Epidemiology of disability in a rural community of Karnataka. Indian J Public Health. 2008;52(3):125-129. Режим доступа: https://www.ijph.in/temp/IndianJPublicHealth523125-3943834_105718.pdf

9. Schalick WO. Children, disability and rehabilitation in history. Pediatr Rehabil. 2000;4(2):91-95. doi: 10.1080/136384901300225850

10. Рогожина ЕА, Иванова ВА. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно-отсталых детей. Международный журнал экспериментального образования. 2016;(12-2):183-185. Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10925

11. Цедякова ЖН. Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната. Проблемы современной науки и образования. 2014; (6):88-94. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnayareabilitatsiya-detey-invalidov-v-usloviyah-detskogodoma-internata

12. Alyamovskiy V, Tarasova N, Galonsky V, Duzh A, Eleseeva O. Oral Hygiene Education in Children with Sensory Hearing Deprivation [abstract]. International Dental Journal. 2013;63 (Suppl. 1. 101st FDI Annual World Dental Congress.):195-196. doi: 10.1111/idj.12050

13. Лямцева МП, Добролежева ТА. Стоматологический статус детей с расстройством аутистического спектра и оценка уровня знаний родителей детей с РАС по профилактике основных стоматологических заболеваний. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021;66(4):362-364. doi: 10.21508/1027-4065-congress-2021

14. Донцова АС, Гуленко ОВ, Скатова ЕА. Дети с расстройствами аутистического спектра на стоматологическом приеме: проблемы, поведенческие характеристики и рекомендации. Стоматология детского возраста и профилактика. 2021;21(3):182-189. doi: 10.33925/1683-3031-2021-21-3-182-189

15. Литвина ИЮ, Антонова АА, Малеева СЮ, Шевченко ОЛ. Дифференцированный подход в диагностике знаний детей с ограниченными возможностями здоровья о профилактике стоматологических заболеваний. Стоматология детского возраста и профилактика. 2021;21(4):264-269. doi: 10.33925/1683-3031-2021-21-4-264-269


Рецензия

Для цитирования:


Тарасова Н.В., Галонский В.Г., Алямовский В.В. Программа профилактики «Стоматологическое здоровье» как этап реабилитации детей с нарушением развития интеллекта. Стоматология детского возраста и профилактика. 2022;22(4):307-313. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2022-22-4-307-313

For citation:


Tarasova N.V., Galonsky V.G., Aliamovskii V.V. “Dental Health” preventive program as a stage of rehabilitating children with cognitive developmental disabilities. Pediatric dentistry and dental prophylaxis. 2022;22(4):307-313. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2022-22-4-307-313

Просмотров: 432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1683-3031 (Print)
ISSN 1726-7218 (Online)