Рациональная осанка как приоритет сохранения и укрепления здоровья детей
https://doi.org/10.33925/1683-3031-2022-22-3-224-235
Аннотация
Актуальность. Актуальность исследования определяется необходимостью решения сложной социально значимой проблемы, в основе которой – постуральные нарушения более чем у 80% обследованных детей и подростков. Благополучное развитие детского организма – это залог хорошего здоровья, определяющего фундаментальный запас жизненных сил растущего организма. В современном обществе здоровье рассматривают как необходимое условие гармоничного развития личности и существенный вклад в развитие страны. Наше государство оказывает поддержку разработке эффективных методов диагностики, лечения, профилактики и комплексной реабилитации детей и взрослых с постуральными нарушениями с целью улучшения состояния общего здоровья и качества жизни детей.
Материалы и методы. Поиск публикаций проводился в научных поисковых базах СyberLeninka, eLibrary и MEDLINE/PubMed по ключевым словам «осанка», «формирование осанки», «правильная осанка», «нарушения осанки», «осанка и здоровье», posture, posture formation, correct posture, postural disorders, health status, children. Изучены сведения, полученные из 35 источников русскоязычной и 23 иностранной литературы. Составлен обзор литературы.
Результаты. У детей разного возраста выявляют различного характера нарушения физического развития и разносторонние нарушения здоровья. Дисгармоничное физическое развитие, нарушения опорно-двигательного аппарата, пропорциональности отделов лицевого скелета, нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем наносят ребенку психологическую травму, влияют на качество жизни детей и подростков. А крайние проявления неправильной нагрузки на позвоночник (сколиоз, плоскостопие) и стойкие деформации позвоночника могут требовать не только консервативного, но и хирургического лечения. Физические нарушения и функциональные расстройства внутренних органов у молодежи приводят к их высокой подверженности воздействию социальных факторов и значительно снижают показатели качества жизни, обучения и трудоспособность.
Заключение. Авторы данной статьи выражают согласие с мнением исследователей, указывающих на необходимость максимально раннего устранения нарушений осанки и зубочелюстно-лицевой области. В этой связи является актуальным усовершенствование методов исследования для своевременного выявления любых нарушений опорно-двигательного аппарата, что будет способствовать повышению уровня общего здоровья детей.
Ключевые слова
Об авторах
Ф. С. АюповаРоссия
Аюпова Фарида Сагитовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии
Краснодар
С. Н. Алексеенко
Россия
Алексеенко Сергей Николаевич, доктор медицинских наук, доцент, ректор, заведующий кафедрой профилактики заболеваний, здорового образа жизни и эпидемиологии
Краснодар
Т. В. Гайворонская
Россия
Гайворонская Татьяна Владимировна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Краснодар
И. В. Уварова
Россия
Уварова Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики
Краснодар
А. А. Гусейнова
Россия
Гусейнова Анжелика Арсеновна, кандидат филологических наук, ассистент кафедры лингвистики
Краснодар
Список литературы
1. Claus AP, Hides JA, Moseley GL, Hodges PW. Is 'ideal' sitting posture real?: Measurements of spinal curves in four sitting postures. Manual Therapy. 2009;14(4):404-408. doi: 10.1016/j.math.2008.06.001
2. O’Sullivan K, O'Sullivan P, O'Sullivan L, Dankaerts W. (2012). What do physiotherapists consider to be the best sitting spinal posture? Manual Therapy. 2012;17(5):432-437. doi: 10.1016/j.math.2012.04.007
3. Pope MH, Goh KL, Magnusson ML. Spine Ergonomics. Annual Review of Biomedical Engineering. 2002;4:49-68. doi: 10.1146/annurev.bioeng.4.092101.122107
4. Benatti FB, Ried-Larsen M. The effects of breaking up prolonged sitting time: A review of experimental studies. Medicine & Science in Sports & Exercise. 2015;47(10):2053-2061. doi: 10.1249/MSS.0000000000000654
5. Schmidt S, Amereller M, Franz M, Kaiser R, Schwirtz A. A literature review on optimum and preferred joint angles in automotive sitting posture. Applied Ergonomics. 2014;45(2):247-260. doi: 10.1016/j.apergo.2013.04.009
6. Тесаков ДК. Особенности осанки при развитии деформации позвоночника у больных сколиозом. Журнал ГрГМУ. 2008;22(2):83-87. Режим доступа: http://journal-grsmu.by/index.php/ojs/article/view/1108
7. Cuéllar JM, Lanman TH. “Text Neck”: an epidemic of the modern era of cell phones. Spine J. 2017;17(6):901-902. doi: 10.1016/j.spinee.2017.03.009
8. Kado DM, Huang MH, Karlamangla AS, Barrett-Conner E, Greendale GA. Hyperkyphotic posture predicts mortality in older community-dwelling men and women: a prospective study. Journal of the American Geriatrics Society. 2004;52(10):1662-1667. doi: 10.1111/j.1532-5415.2004.52458.x
9. Prieto TE., Myklebust JB, Hoffmann RG, Lovett EG, Myklebust BM. Measures of postural steadiness: Differences between healthy young and elderly adults. IEEE Trans Biomed Eng. 1996;43(9):956-966. doi: 10.1109/10.532130
10. Ting-Ting Y, Cinelli ME, Lyons JL, Lee TD. Agerelated changes in postural control to the demands of a precision task. Human Movement. 2015;44:134-142. doi: 10.1016/j.humov.2015.08.021
11. Kritz MF, Cronin J. Static posture assessment screen of athletes: Benefits and considerations. Strength and Conditioning Journal. 2008;30(5):18-27. doi: 10.1519/SSC.0b013e318187e241
12. Nair S, Sagar M, Sollers J III, Consedine N, Broadbent E. Do slumped and upright postures affect stress responses? A randomized trial. Health Psychol. 2015;34(6):632-641. doi: 10.1037/hea0000146
13. Хиетала В, Пономарёв Н. Рациональная осанка – основополагающий фактор физического развития. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы. 1998;2:537-539. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=590
14. Покатилов АБ, Новак АП, Хворостова АВ. Профилактика нарушения осанки у детей. Главный врач юга России. 2017;3(56):13-19. Режим доступа: http://akvarel2002.ru/assets/files/journal/2017/2017-3/files/assets/basic-html/index.html#1
15. Kratenová J, Zejglicová K, Malý M, Filipová V. Prevalence and risk factors of poor posture in school children in the Czech Republic. J Sch Health. 2007;77(3):131-137. doi: 10.1111/j.1746-1561.2007.00182.x
16. Murphy S, Buckle P, Stubbs D. Classroom posture and self-reported back and neck pain in schoolchildren. Applied Ergonomics. 2004;35(2):113-120. doi: 10.1016/j.apergo.2004.01.001
17. Баранов АА, Альбицкий ВЮ. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018;99(40):698–705. doi: 10.17816/KMJ2018-698
18. Спивак ЕМ, Нежкина НН, Кулигин ОВ, Насонова ОЛ. Состояние здоровья школьников с нарушениями осанки. Вестник Ивановской медицинской академии. 2020;25(2):29-33. Режим доступа: https://vestnik-ivgma.ru/issues/70/publications/ 1251?locale=ru
19. Нежкина НН, Кулигин ОВ, Соколовская СВ, Насонова ОЛ, Митрофанова ГН. Характеристика физических качеств и вегетативной регуляции у подростков с нарушениями осанки. Пермский медицинский журнал. 2021;38(2):23-29. doi: 10.17816/pmj38223-29
20. Батракова ЛВ, Нефёдов ПВ, Захарченко ИС. Физическое развитие дошкольников сельской местности Краснодарского края. Кубанский научный медицинский вестник. 2017;24(4):13-17. doi: 10.25207/1608-6228-2017-24-4-13-17
21. Тихомирова НЮ, Елисеева ЛН. Особенности суставного болевого синдрома у девушек с признаками дисплазии соединительной ткани. Пермский медицинский журнал. 2015;32(4):37-42. doi: 10.17816/pmj32437-42
22. Тихомирова НЮ, Елисеева ЛН, Ждамарова ОИ, Хотелев ДС, Комякова ИВ. Физическая реабилитация пациентов с признаками дисплазии соединительной ткани и суставным болевым синдромом. Кубанский научный медицинский вестник. 2017;1(1):134-139. doi: 10.25207/1608-6228-2017-1-134-139
23. Pew Research Center. Mobile Fact Sheet. 2018. Режим доступа: http://www.pewinternet.org/fact-sheet/mobile/
24. eMarketer. Time spent per day with mobile nonvoice device media in the United States from 2012 to 2018, by type (in minutes). 2016. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/469983/time-spent-mobile-media-type-usa/
25. Nielsen Holdings Incorporated. The Nielsen Total Audience Report. 2018. Режим доступа: https://www.nielsen.com/content/dam/corporate/us/en/reportsdownloads/2018-reports/q1-2018-total-audience-report.pdf
26. Томаев ЭХ, Хозиев ФБ, Хубецов АМ. Современные реалии физического развития подрастающего поколения. Научный вектор на Балканите. 2019;3(3)(5):44-46. doi: 10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0011
27. Баранов АА, Кучма ВР, Скоблина НА, Милушкина ОЮ, Бокарева НА. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012;67(12):35-40. doi: 10.15690/vramn.v67i12.479
28. Malinin AV, Puhov DN, Abramova TF,. Dolmatova TV. School-aged children’s healthy lifestyle and physical activity survey with correlation analysis. Theory and practice of physical culture.2021;(9):58-60. Режим доступа: http://tpfk.ru/index.php/TPPC/issue/view/31/30
29. Wilczyński J, Lipińska-Stańczak M, Wilczyński I. Body Posture Defects and Body Composition in School-Age Children. Children (Basel). 2020;7(11):204-221. doi: 10.3390/children7110204
30. Boddy LM, Fairclough SJ, Atkinson G, Stratton G. Changes in cardiorespiratory fitness in 9- to 10.9-yearold children: SportsLinx 1998-2010. Medicine & Science in Sports & Exercise. 2012;44(3):481-486. doi: 10.1249/MSS.0b013e3182300267
31. Ogden CL, Carroll MD, Lawman HG, Eryar CD, Kruszon-Moran D, Kit BK, et al. Trends in obesity prevalence among children and adolescents in the United States, 1988–1994 through 2013–2014. The Journal of the American Medical Association. 2016;315(21):2292–2299. doi: 10.1001/jama.2016.6361
32. Maciałczyk-Paprocka K, Stawińska-Witoszyńska B, Kotwicki T, Sowińska A, Krzyżaniak A, Walkowiak J, et al. Prevalence of incorrect body posture in children and adolescents with overweight and obesity. Eur J Pediatr. 2017;176(5):563-572. doi: 10.1007/s00431-017-2873-4
33. Блинков СН, Башмак АФ, Мезенцева ВА, Бородачева СЕ. Исследование физического состояния и физического здоровья, обучающихся женского пола. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018;(10):38-43. Режим доступа: https://lesgaft-notes.spb.ru/files/10-164-2018/p38-43.pdf
34. Hough PA, Nel M. Postural risks and musculoskeletal discomfort of three preferred positions during laptop use amongst students. South African Journal of Occupational Therapy. 2017;47(1):3-8. doi: 10.17159/2310-3833/2017/v47n1a2
35. Fernández-de-la-Peñas C, Nielsen-Arendt L, Gerwin RD. Tensiontype and cervicogenic headache: Pathophysiology, diagnosis, and management. Sudbury: Jones & Bartlett Learning; 2009. 509 р. Режим доступа: https://www.semanticscholar.org/paper/Tension-Type-and-Cervicogenic-Headache%3A-Diagnosis%2C-Fe rn%C3%A1ndez%E2%80%90de%E2%80%90las%E2%80%90Pe%C3%B1as-Arendt-Nielsen/8a4a7d154b7aa53430-32a8d414901b2e250e4dc8
36. e-la-Peñas C, Nielsen-Arendt L, Gerwin RD. Tensiontype and cervicogenic headache: Pathophysiology, diagnosis, and management. Sudbury (USA):Jones & Bartlett Learning; 2010.
37. Ракшина НС, Шуралёва МВ, Журавель АА, Мазина ТМ. Динамика качества жизни студентов с ра личными нарушениями осанки. Электронный научный журнал. 2016;(5):268-273. doi: 10.18534/enj.2016.05.268
38. Лупандина-Болотова ГС, Тайбулатов НИ, Игнатов ДА, Намазова-Баранова ЛС, Поляков СД, Перевозчикова ЕП. Функциональные нарушения при деформациях позвоночника и методы их коррекции. Вопросы современной педиатрии. 2015;14(2):201–206. doi: 10.15690/vsp.v14i2.1287
39. Мухамедьяров НН. Формирование личности обучающегося средствами физической культуры. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018;7(3):169-171. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35707793
40. Сангинов БК. Особенности мотивации учащихся со слабым здоровьем к физической культуре и спорту. Балтийский гуманитарный журнал. 2018;7(3):293-295. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36237972
41. Марттинен Й, Мари Я, Наконечный ДА. Эффективный способ профилактики и лечения проблем с позвоночником. Институт стоматологии. 2014;3(64):100-104. Режим доступа: https://instom.spb.ru/catalog/article/10231/?view=pdf
42. Абдуллаев КФ, Жураев БТ. Формирование правильной осанки ребенка в семье. Вестник науки и образования. 2020;(21-3):30-33. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44363044
43. Абдуллаев КФ. Воспитание двигательных качеств подростков в семье. Вестник науки и образования. 2020;(9-2):58-60. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42817722
44. Ярцева НВ. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в процессе физического развития дошкольников. Педагогическое образование в России. 2014;(12):204-206. Режим доступа: https://pedobrazovanie.ru/archive/5654556/12/vserossijskij-fizkul-turno-sportivnyj-kompleks-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-v-protsesse-fizicheskogo-razvitiya-doshkol-nikov
45. Бородачева СЕ, Мезенцев ВА. Лечебная физкультура, как средство коррекции осанки. Инновационные достижения науки и техники АПК. 2017:782- 786. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29779357
46. Малютина ЕВ. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Начальное образование. 2012;(5):15-17. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17998008
47. Зайцева ЛВ. Совершенствование физической подготовленности студентов: организация спортивно-массовых мероприятий. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018;7(3):100-103. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35707742
48. Исаева ДХ, Шин ИГ, Нигматова ФУ. Обоснование геометрических параметров поясного корригирующего элемента при проектировании школьной одежды для профилактики нарушений осанки. Universum: технические науки. 2021;(12-3):58-62. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/12803
49. Шрага АМ, Сергеева ОБ, Дерышева ОГ. Оздоровление детей 4-6 лет с нарушениями осанки средствами лечебной физической культуры. Физическая культура, спорт и здоровье. 2016;(28):156–161. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28423114
50. Зайцева Л.В. Совершенствование физической подготовленности студентов: организация спортивно-массовых мероприятий. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018;7(3)(24):100-103. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35707742
51. Jankowicz-Szymańska A, Mikołajczyk E. Do posture correction exercises have to be boring? Using unstable surfaces to prevent poor posture in children. Medical Studies. 2016;2(2):116-122. doi: 10.5114/ms.2016.61099
52. Кротова ВЮ, Молодых ЮС. Использование метода биологической обратной связи в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Культура физическая и здоровье. 2015;52(1):85-88. Режим доступа: http://kultura-fiz.vspu.ac.ru/content/fizkultura_2015_ v52_N1.pdf
53. Науменко ОА, Кабышева МИ, Киселева ЖИ. Экологический аспект укрепления здоровья школьников методами физической культуры. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018;7(1):133-136. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32694497
54. Усманов ВФ, Калугин ДМ. Занятия в учреждениях дополнительного образования спортивного направления и формирование самореализации подростков. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017;6(2)(19):168-171. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29655626
55. Котова ЕВ, Непша АВ, Попазов АА. Отношение студентов к физической культуры и спорта как образа формирования здорового образа жизни. Актуальные научные исследования в современном мире. 2019;(1-5):51-56. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36913950
56. Воробьева ИН, Годжиев ГТ. Влияние физической культуры на активность учебно-познавательной деятельности студентов. Балтийский гуманитарный журнал. 2017;6(4):273-276. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32239274
57. Маличенко АА, Оленская ТЛ. Стабилометрия как метод контроля физической реабилитации пациентов. Здоровье для всех. 2021;(1):18-21. Режим доступа: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/22843/1/Stabilometriya_kak_metod.pdf
58. Парыгина ОВ, Матвеев ЮА. Скрининг-диагностика нарушений осанки с помощью инновационного аппаратно-программного комплекса «Осанкомер». Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2018;(3/4):26-27. doi: 10.17238/ISSN2223-2524.2019.1.21.
Рецензия
Для цитирования:
Аюпова Ф.С., Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Уварова И.В., Гусейнова А.А. Рациональная осанка как приоритет сохранения и укрепления здоровья детей. Стоматология детского возраста и профилактика. 2022;22(3):224-235. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2022-22-3-224-235
For citation:
Ayupova F.S., Alekseenko S.N., Gayvoronskaya T.V., Uvarova I.V., Guseynova A.A. Rational posture as a priority for preserving and strengthening children's health. Pediatric dentistry and dental prophylaxis. 2022;22(3):224-235. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2022-22-3-224-235