Preview

Стоматология детского возраста и профилактика

Расширенный поиск

Использование электрической зубной щетки с мобильным приложением для адаптации детей с расстройствами аутистического спектра к стоматологическому лечению

https://doi.org/10.33925/16833031-2021-22-1-4-11

Аннотация

Актуальность. У детей с расстройствами аутистического спектра часто выявляется неудовлетворительный уровень гигиены полости рта, что связано с особенностями поведения и низкой способностью к обучению новым навыкам. Целью исследования явилось изучение влияния электрической зубной щетки с мобильным приложением на мотивацию к гигиене полости рта у детей с расстройством аутистического спектра и оценка методики систематической десенсибилизации как одного из научно обоснованных подходов прикладного анализа поведения для подготовки детей с аутизмом к проведению профессиональной гигиены полости рта.

Материалы и методы. В исследование вошли дети расстройством аутистического спектра в возрасте 5-12 лет. Основную группу составили 25 детей с аутизмом, применяющих электрические зубные щетки, группу сравнения - 25 детей, использующих мануальные зубные щетки.

Результаты. В основной группе к концу исследования редукция снижения зубного налета при оценке гигиенических индексов OHI-S и API составила 57,8% и 57,6%, в группе сравнения - 26,6% и 33,3% соответственно. При проведении профессиональной гигиены полости рта в основной группе отмечалась более выраженная динамика в позитивном отношении к процедуре (с 20% до 48%), в группе сравнения - с 20% до 36% повысился процент детей, выполняющих требования врача.

Заключение. Для повышения мотивации детей с расстройствами аутистического спектра к гигиене полости рта и стоматологическим манипуляциям необходимо использовать комплексные подходы, включающие в себя методы прикладного анализа поведения.

Об авторах

Л. П. Кисельникова
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
Россия

Кисельникова Лариса Петровна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детской стоматологии.

Москва.



М. П. Лямцева
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
Россия

Лямцева Мария Петровна - аспирант кафедры детской стоматологии.

Москва.



Н. А. Сирота
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
Россия

Сирота Наталья Александровна - доктор медицинских наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии.

Москва.



Список литературы

1. Международная классификация болезней (МКБ-10). Режим доступа: https://icd.who.int/browse10/2010/en

2. Dall'Aglio L, Muka T, Cecil CAM, Bramer WM, Ver-biest MMPJ, Nano J, et al. The role of epigenetic modifications in neurodevelopmental disorders: A systematic review. Neurosci Biobehav Rev. 2018;94:17-30. doi: 10.1016/j.neubiorev.2018.07.011

3. Rutter M, World Health Organization. Multiaxial classification of child and adolescent psychiatric disorders. Cambridge: Cambridge University Press. 1996; 401 p. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/handle/10665/42333

4. Sarnat H, Samuel E, Ashkenazi-Alfasi N, Peretz B. Oral Health Characteristics of Preschool Children with Autistic Syndrome Disorder. J Clin Pediatr Dent. 2016;40(1):21-25. doi: 10.17796/1053-4628-40.1.21

5. Fakroon S, Arheiam A, Omar S. Dental caries experience and periodontal treatment needs of children with autistic spectrum disorder. Eur Arch Paediatr Dent. 2015;16(2):205-209. doi: 10.1007/s40368-014-0156-6

6. Калинина ОВ. Особенности коммуникации у детей с аутизмом. Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016;89(6-2):72-75. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26247015

7. Гажва СИ, Белоусова ЕЮ, Княщук ЕА, Куликов АС. Особенности стоматологического статуса у детей с расстройствами аутического спектра. Современные проблемы науки и образования. 2018;(3):36. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27625

8. Delli K, Reichart PA, Bornstein MM, Livas C. Management of children with autism spectrum disorder in the dental setting: concerns, behavioural approaches and recommendations. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 2013;18(6):e862-868. doi: 10.4317/medoral.19084

9. Кисельникова ЛП, Дроботько ЛН, Милосердо-ва КБ. Оказание стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. 2017;15(3):9—15. doi: 10.17759/autdd.2017150302

10. Baer DM, Wolf MM, Risley TR. Some current dimensions of applied behavior analysis. J Appl Behav Anal. 1968;1(1):91-97. doi: 10.1901/jaba.1968.1-91

11. Гилева АГ, редактор. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями». Пермь: ПГТПУ, 2018:7. Режим доступа: https://happy59.com/res/content/docs/f1066_digest_0_file.pdf

12. Киршин ПА. Опыт применения системы жетонов при коррекции поведения детей «надомников». Школьные технологии. 2015;(4):135-138. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27639628_74023873.pdf

13. Buggey T. Video Self-Modeling Applications With Students With Autism Spectrum Disorder in a Small Private School Setting. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2005;20(1):52-63. doi:10.1177/10883576050200010501

14. Сопов ВФ, Шакирова АВ. Организация процесса обучения фигурному катанию на коньках детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. 2019; 17(4):29-34. doi: 10.17759/autdd.2019170404

15. Nilchian F, Shakibaei F, Jarah ZT. Evaluation of Visual Pedagogy in Dental Check-ups and Preventive Practices Among 6-12-Year-Old Children with Autism. J Autism Dev Disord. 2017;47(3):858-864. doi: 10.1007/s10803-016-2998-8

16. Popple B, Wall C, Flink L, Powell K, Discepolo K, Keck D, и др. Brief Report: Remotely Delivered Video Modeling for Improving Oral Hygiene in Children with ASD: A Pilot Study. J Autism Dev Disord. 2016;46(8):2791-2796. doi: 10.1007/s10803-016-2795-4

17. Vajawat M, Deepika PC, Kumar V, Rajeshwari P. A clinicomicrobiological study to evaluate the efficacy of manual and powered toothbrushes among autistic patients. Contemp Clin Dent. 2015;6(4):500-504. doi: 10.4103/0976-237X.169848

18. Осипова АА. Общая психокоррекция. Москва: Сфера, 2002:508 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000638729


Рецензия

Для цитирования:


Кисельникова Л.П., Лямцева М.П., Сирота Н.А. Использование электрической зубной щетки с мобильным приложением для адаптации детей с расстройствами аутистического спектра к стоматологическому лечению. Стоматология детского возраста и профилактика. 2022;22(1):4-11. https://doi.org/10.33925/16833031-2021-22-1-4-11

For citation:


Kiselnikova L.P., Lyamtseva M.P., Sirota N.A. The use of an electric toothbrush with a mobile application for adaptation of children with ASD to dental treatment. Pediatric dentistry and dental prophylaxis. 2022;22(1):4-11. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/16833031-2021-22-1-4-11

Просмотров: 387


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1683-3031 (Print)
ISSN 1726-7218 (Online)