Дифференцированный подход в диагностике знаний детей с ограниченными возможностями здоровья о профилактике стоматологических заболеваний
https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-4-264-269
Аннотация
Актуальность. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отмечается высокая распространенность кариеса, заболеваний пародонта и недостаточный уход за гигиеной полости рта. Цель: разработать и оценить эффективность способа комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний.
Материалы и методы. Обследовано 249 учеников начальной школы Хабаровского края, из них 154 ребенка с нарушением интеллекта. Вычисляли распространенность, интенсивность кариеса и уровень гигиены полости рта. Анкетирование детей с ОВЗ о профилактике стоматологических заболеваний про- водили по разработанной комплексной психологической методике.
Результаты. Не выявлено значимых различий в показателе интенсивности и распространенности кариеса. Уровень гигиены у соматически здоровых детей удовлетворительный – 1,50 ± 0,05, у детей с легкой степенью умственной отсталости неудовлетворительный – 1,70 ± 0,04 (р < 0,05). Уровень знаний о профилактике стоматологических заболеваний у детей с ОВЗ ниже среднего, низкий.
Выводы. Разработанный способ и его адаптация дает возможность объективно оценить уровень знаний детей с ОВЗ и разрабатывать дифференцированные рекомендации.
Об авторах
И. Ю. ЛитвинаРоссия
Литвина Ирина Юрьевна, ассистент кафедры стоматологии детского возраста
Хабаровск
А. А. Антонова
Россия
Антонова Александра Анатольевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста
Хабаровск
С. Ю. Малеева
Россия
Малеева Светлана Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Хабаровск
О. Л. Шевченко
Россия
Шевченко Ольга Леонидовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста
Хабаровск
Список литературы
1. Ерина ИА, Бажан ЗИ. Профессиональное взаимодействие педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ЦИТИСЭ. 2021;(2):399-408. doi:10.15350/2409-7616.2021.2.38
2. Донцова АС, Гуленко ОВ, Скатова ЕА. Дети с расстройствами аутистического спектра на стоматологическом приеме: проблемы, поведенческие характеристики, рекомендации. Стоматология детского возраста и профилактика. 2021;21(3):182-189. doi:10.33925/1683-3031-2021-21-3-182-189
3. Gace E, Kelmendi M, Fusha E. Oral Health Status of Children with Disability Living in Albania. Materia Socio Medica. 2014;26(6):392. doi:10.5455/msm.2014.26.392-394
4. Schüler I, Dziwak M, Schmied K, Lehmann T, HeinrichWeltzien R. Mundgesundheit von Kindern und Jugendlichen mit geistiger Behinderung und psychoemotionalen Störungen aus Niedersachsen und Thüringen. Das Gesundheitswesen. 2019;81(3):207-214. doi:10.1055/s-0043-119080
5. Shivakumar K, Patil S, Kadashetti V, Raje V. Oral health status and dental treatment needs of 5–12-year-old children with disabilities attending special schools in Western Maharashtra, India. International Journal of Applied and Basic Medical Research. 2018;8(1):24-29. doi:10.4103/ijabmr.ijabmr_57_17
6. Al-Maweri S, Zimmer S. Oral Health Survey of 6-14-Year-Old Children with Disabilities Attending Special Schools Yemen. Journal of Clinical Pediatric Dentistry. 2015;39(3):272-276. doi: 10.17796/1053-4628-39.3.272
7. Галонский ВГ, Тарасова НВ, Сурдо ЭС. Обоснование методологических приемов санитарно-гигиенического просвещения и воспитания в профилактике стоматологических заболеваний у детей с сенсорной депривацией зрения. В мире научных открытий. 2014;(4):512–529. doi: 10.12731/wsd-2014-4.1-5
8. Зобанова ИН, Лукиных ЛМ. Милайф в профилактике стоматологических заболеваний детей-инвалидов. Международный научный институт Educatio. 2014;(4):50-52. Режим доступа: https://edu-science.ru/wp-content/uploads/2016/03/edu_6_p4_6-151.pdf
9. Индиаминова ГН, Зоиров ТЭ. Оптимизация оказания стоматологической помощи воспитанникам специализированных школ для детей с умственными отклонениями. Вестник науки и образования. 2020;2(24):39-43. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44712353
10. Литвина ИЮ, Малеева СЮ, Антонова АА, авторы; ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России, патентообладатель. Способ комплексной психологической оценки уровня осведомлённости детей с ограниченными возможностями здоровья от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Пат. 2595089 C1 Рос. Федерация. Опубл. 20.08.2016. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37407957
11. Литвина ИЮ, Литвина ТИ, Антонова АА. Особенности обучения гигиене рта детей с разным уровнем социальной адаптации в обществе. Дальневосточный медицинский журнал. 2013;(4)53-55. Режим доступа: http://eport.fesmu.ru/dmj/20134/2013415.aspx
12. Белопольская НЛ. Недостающие предметы. Психодиагностическая методика. (Модификация методики Г. И. Россолимо): руководство. Москва: КогитоЦентр; 2008. 16 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20240052
Рецензия
Для цитирования:
Литвина И.Ю., Антонова А.А., Малеева С.Ю., Шевченко О.Л. Дифференцированный подход в диагностике знаний детей с ограниченными возможностями здоровья о профилактике стоматологических заболеваний. Стоматология детского возраста и профилактика. 2021;21(4):264-269. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-4-264-269
For citation:
Litvina I.Yu., Antonova A.A., Maleeva S.Yu., Shevchenko O.L. A differentiated approach to studying the dental disease prevention awareness in children with disabilities. Pediatric dentistry and dental prophylaxis. 2021;21(4):264-269. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-4-264-269