Preview

Стоматология детского возраста и профилактика

Расширенный поиск

Анализ эффективности школьных программ по профилактике стоматологических заболеваний. Обзор литературы

https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-2-76-87

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Учитывая высокую распространенность стоматологических заболеваний во всем мире и их кумулятивный процесс с раннего возраста, необходимы эффективные стратегии воздействия на здоровые привычки. Для выработки положительного отношения к гигиене полости рта у учащихся школам рекомендуется включать в учебную программу школьников образовательные программы по гигиене по лости рта. Цель – обзор эффективности введения в школьный учебный процесс программ, направленных на снижение уровня стоматологических заболеваний среди школьников.
Материалы и методы. Выбранное направление исследования – программы, направленные на повышение стоматологического здоровья школьников. Рассматривались образовательные мероприятия по охране здоровья полости рта, проводимые специалистами-стоматологами, медсестрами или учителями в рамках школьных программ и лечебно-профилактические мероприятия у школьников 6-18 лет. Материалами служили публикации по заданной тематике на e-LIBRARY.ru в период с 1999 по 2021 год и на PubMed с 2016 по 2021 год. При отборе статей в обязательном порядке проводилось изучение полного текста статей для проверки степени соответствия исследований критериям приемлемости.
Результаты. В базе e-LIBRARY.ru в соответствии с запросом по ключевым словам выявлено 76 публикаций, из них после удаления повторных и не соответствующих критериям отбора было оставлено семь статей. Снижение кариеса показано в четырех исследованиях, повышение гигиены полости рта – в двух исследованиях. В базе данных PubMed в соответствии с запросом по ключевым словам найдены 419 публикаций. В анализ эффективности школьных стоматологических программ включены 12 статей. Повышение гигиены полости рта установлено в четырех исследованиях, снижение кариеса – в семи исследованиях, повышение стоматологических знаний и умения применять их на практике – в шести исследованиях.
Выводы. По данным отечественных и зарубежных исследований образовательный компонент без подкрепления лечебно-профилактическими мероприятиями не эффективен для профилактики стоматологических заболеваний у школьников. Наряду с инструкциями и обучением практическим навыкам гигиены полости рта, у школьников необходимо использовать фторсодержащие зубные пасты, а наибольшую эффективность в группах риска имеет покрытие интактных зубов фторидными лаками и герметизация фиссур.

Об авторах

Л. Ю. Орехова
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Россия

Орехова Людмила Юрьевна, доктор медицинских наук,  профессор, заведующая кафедрой стоматологии терапевтической и пародонтологии

Санкт-Петербург



Т. В. Кудрявцева
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Россия

Кудрявцева Татьяна Васильевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии

Санкт-Петербург



И. В. Березкина
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Россия

Березкина Ирина Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии

Санкт-Петербург



К. В. Шадрина
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Россия

Шадрина Кристина Вадимовна, ассистент кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии

Санкт-Петербург



А. А. Петров
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Россия

Петров Александр Александрович, аспирант кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Hobdell M, Petersen PE, Clarkson J, Johnson N. Global goals for oral health 2020. International Dental Journal. 2003;53(5):285-288. https://doi.org/10.1111/j.1875-595x.2003.tb00761.x.

2. Kassebaum NJ, Smith AGC, Bernabé E, Fleming TD, Reynolds AE, Vos T, Murray CJL, Marcenes W. Global, Regional, and National Prevalence, Incidence, and DisabilityAdjusted Life Years for Oral Conditions for 195 Countries, 1990–2015: A Systematic Analysis for the Global Burden of Diseases, Injuries, and Risk Factors. Journal of Dental Research. 2017;96(4):380-387. https://doi.org/10.1177/0022034517693566.

3. Grisolia BM, Dos Santos APP, Dhyppolito IM, Buchanan H, Hill K, Oliveira BH. Prevalence of dental anxiety in children and adolescents globally: A systematic review with meta-analyses. Intetnationl Journal of Paediatric Dentistry. 2021;31(2):168-183. https://doi.org/10.1111/ipd.12712.

4. Anil S, Anand PS. Early childhood caries: prevalence, risk factors, and prevention. Frontiers in Pediatrics. 2017;18(5):157. https://doi.org/10.3389/fped.2017.00157.

5. Dye BA, Thornton-Evans G, Li, Iafolla TJ. Dental caries and sealant prevalence in children and adolescents in the United States, 2011–2012. NCHS Data Brief. 2015; Mar;(191):1-8. Available from: https://www.cdc.gov/nchs/products/databriefs/db191.htm.

6. Силин АВ, Козлов ВА, Сатыго ЕА. Анализ показателей распространенности и интенсивности кариеса постоянных зубов у детей Санкт-Петербурга. Стоматология детского возраста и профилактика. 2014;1(13):14-17. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21437703.

7. Sharma AS, Sheth SA, Dhaduk PJ, Chovateeya SR, Mistry BJ, Jogi MR. Oral Hygiene Practices and Factors Affecting Oral Health Service Utilization among Children (11-14 Years) of Government School of Nikol Ward of East Zone of Ahmedabad, Gujarat, India. Contemporary Clinical Dentistry. 2019;Apr-Jun;10(2):299-303. https://doi.org/10.4103/ccd.ccd_549_18.

8. Rebelo MAВ, Rebelo Vieira JM, Pereira JV, Quadros LN, Vettore MV. Does oral health influence school performance and school attendance? A systematic review and metaanalysis. International Journal of Paediatric Dentistry. 2019;29(2):138-148. https://doi.org/10.1111/ipd.12441.

9. Касиев НК, Ли НЕ. Аспекты организации профилактики кариеса зубов у детей школьного возраста. Бюллетень науки и практики. 2021;1(7):178-187. https://doi.org/10.33619/2414-2948/62/18.

10. Абралина ШШ, Тарғынова АТ. Стоматологический уровень здоровья у детей школьного возраста. Актуальные научные исследования в современном мире. 2017;11-4 (31):71-74. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30727388.

11. Botero JE, Rösing CK, Duque A, Jaramillo A, Contreras A. Periodontal disease in children and adolescents of Latin America. Periodontology 2000. 2015;Feb;67(1):34-57. https://doi.org/10.1111/prd.12072.

12. Zhang S, Xu B, Liu J, Lo EC, Chu C-H. Dental and periodontal status of 12-year-old Dai school children in Yunnan Province, China: a cross-sectional study. BioMedCentral Oral Health. 2015;Oct8;15(1):117. https://doi.org/10.1186/s12903-015-0106-7.

13. Elias-Boneta AR, Ramirez K, Rivas-Tumanyan S, Murillo M, Toro MJ. Prevalence of gingivitis and calculus in 12-year-old Puerto Ricans: a cross-sectional study. BioMedCentral Oral Health. 2018;Jan19;18(1):13. https://doi.org/10.1186/s12903-017-0471-5.

14. Колесник КА, Крамаренко АВ. Распространенность зубочелюстных аномалий у школьников Симферопольского района. Стоматология. 2016;6(2):70-71. Режим доступа: https://www.mediasphera.ru/issues/stomatologiya/2016/6/downloads/ru/1003917352016062070.

15. Sá-Pinto AC, Rego TM, Marques LS, Martins CC, Ramos-Jorge ML, Ramos-Jorge J. Correction to: Association between malocclusion and dental caries in adolescents: a systematic review and meta analysis. European Archives of Paediatric Dentistry. 2021;22(2):309. https://doi.org/10.1007/s40368-020-00595-x.

16. Тихонов ВЭ, Митин НЕ, Гришин МИ. Распространенность и структура зубочелюстных аномалий у школьников начальных классов г. Рязани. Проблемы стоматологии. 2017;2(13):83-87. https://doi.org/10.18481/2077-7566-2017-13-2-83-87.

17. Herrera Serna BY, López Soto OP. 72-month evaluation of an oral health prevention strategy in schoolchildren. Spanish Magazine of Public Health. 2018;31;92:e201808061. Available from: https://scielo.isciii.es/scielo.php?pid=S1135-57272018000100426&script=sci_arttext&tlng=en.

18. Amarlal D, Devdas K, Priya M, Venkatachalapathy A. Oral health attitudes, knowledge and practice among school children in Chennai, India. Journal of Education and Ethic Dentistry. 2013;3:26-33. https://doi.org/10.4103/0974-7761.126940.

19. Das UM, Vadakkekuttical RJ, Kanakkath H, Shankunni SP. Dental health awareness, attitude, and dental healthcare seeking practices as risk indicators for the prevalence of periodontal disease among 15-17-year-old school children in Kozhikode district, Kerala, India. Journal of Indian Society of Periodontology. 2017;21(2):144-151. https://doi.org/10.4103/jisp.jisp_160_17.

20. Kay E, Locker D. Is dental health education effective? A systematic review of current evidence. Community Dentistry and Oral Epidemiology. 1996;24(4):231-235. https://doi.org/10.1111/j.1600-0528.1996.tb00850.x.

21. Glick M, Williams DM, Kleinman DV, Vujicic M, Watt RG, Weyant RJ. A new definition for oral health developed by the FDI World Dental Federation opens the door to a universal definition of oral health. International Dental Journal. 2016;66(6):322-324. https://doi.org/10.1111/idj.12294.

22. Cooper AM, O'Malley LA, Elison SN, Armstrong R, Burnside G, Adair P, Dugdill L, Pine C. Primary school-based behavioural interventions for preventing caries. Cochrane Database of Systematic Revews. 2013; 31;(5):CD009378 https://doi.org/10.1002/14651858.CD009378.pub2.

23. Stein C, Santos NML, Hilgert JB, Hugo FN. Effectiveness of oral health education on oral hygiene and dental caries in schoolchildren: Systematic review and meta-analysis. Community of Dentistry and Oral Epidemiology. 2018;46(1):30-37. https://doi.org/10.1111/cdoe.12325.

24. Лаптева ЛИ, Паздникова НК. Результаты внедрения комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний среди школьников. Dental Forum. 2008;2(26):45-48. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12890232.

25. Косюга СЮ, Лекомцева ОВ. Роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний у школьников 14 лет. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018;5(1):113-118. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35086095.

26. Гарифуллина АЖ, Скрипкина ГИ, Бурнашова ТИ. Сравнительная оценка стоматологического здоровья детей школьного возраста г. Омска с помощью Европейских индикаторов. Проблемы стоматологии.2018;14(4):77-81. https://doi.org/10.18481/2077 7566 2018 14 4 77 81.

27. Ковалевская АВ, Шакура ЕВ, Новикова ВВ, Щур НП, Леус ПА. Результаты практической реализации программы профилактики кариеса зубов среди школьников г. Бобруйска. Клиническая стоматология. 2020;1(93):4-8. https://doi.org/10.37988/1811-153X_2020_1_4.

28. Корецкая ИВ, Андреева ЕА. Психолого-педагогические основы организации профилактики стоматологических заболеваний школьников в ходе учебной и воспитательной работы по физической культуре. Культура физическая и здоровье. 2011;5:12-17. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17780177.

29. Скрипкина ГB, Авраамова ОГ, Бурнашова ТИ, Горячева ВВ. Роль школьной стоматологии в снижении стоматологической заболеваемости детей Омска. Стоматология. 2019;3(98):80-82. https://doi.org/10.17116/stomat20199803180.

30. Рубежов АЛ, Колоскова ТМ. Профилактика стоматологических заболеваний у школьников: ресурсы и возможности специализированной поликлиники. Медицина и организация здравоохранения. 2018;1(3):24-28. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35173925.

31. Al Bardaweel S, Dashash M. E-learning or educational leaflet: does it make a difference in oral health promotion? A clustered randomized trial. BioMedCentral Oral Health Oral Health. 2018;10;18(1):81. https://doi.org/10.1186/s12903-018-0540-4.

32. Haleem A, Khan MK, Sufia S, Chaudhry S, Siddiqui MI, Khan AA. The role of repetition and reinforcement in schoolbased oral health education-a cluster randomized controlled trial. BioMedCentral Public Health. 2016;4;16:2. https://doi.org/10.1186/s12889-015-2676-3.

33. Jain S, Bhat N, Asawa K, Tak M, Singh A, Shinde K, Gandhi N, Doshi A. Effect of Training School Teachers on Oral Hygiene Status of 8-10 Years Old Government School Children of Udaipur City, India. Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2016;10(8):ZC95-9. https://doi.org/10.7860/JCDR/2016/18576.8330.

34. Ilici RR, Didilescu AC, Sfeatcu R, Dumitrache MA. Experiential learning for adolescents - results from a 2-year school-based oral health educational program. Medicine and Pharmacy Reports. 2019;92(3):61-64. https://doi.org/10.15386/mpr-1518.

35. Melo P, Fine C, Malone S, Taylor S. Impact of the Brush Day & Night Programme on Oral Health Knowledge and Behaviour in Children. International Dental Journal. 2021;71(1):4-14. https://doi.org/10.1016/j.identj.2021.01.014.

36. Halawany HS, Al Badr A, Al Sadhan S, Al Balkhi M, Al-Maflehi N, Abraham NB., Jacob V, Al Sherif G. Effectiveness of oral health education intervention among female primary school children in Riyadh, Saudi Arabia. The Saudi Dental Journal. 2018;30(3):190-196. https://doi.org/10.1016/j.sdentj.2018.04.001.

37. Eden E, Akyildiz M, Sönmez I. Comparison of Two School-Based Oral Health Education Programs in 9-YearOld Children. International Quaterly of Community Health Education. 2019;39(3):189-196. https://doi.org/10.1177/0272684X18819980.

38. Nguyen VTN, Zaitsu T, Oshiro A, Tran TT, Nguyen YHT, Kawaguchi Y, Aida J. Impact of School-Based Oral Health Education on Vietnamese Adolescents: A 6-Month Study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;8;18(5):2715. https://doi.org/10.3390/ijerph18052715.

39. Haque SE, Rahman M, Itsuko K, Mutahara M, Kayako S, Tsutsumi A, Islam MJ, Mostofa MG. Effect of a school-based oral health education in preventing untreated dental caries and increasing knowledge, attitude, and practices among adolescents in Bangladesh. BioMedCentral Oral Health. 2016;25;16:44. https://doi.org/10.1186/s12903-016-0202-3.

40. Borges-Yáñez SA, Castrejón-Pérez RC, Camacho MEI. Effect of a School-Based Supervised Tooth Brushing Program In Mexico City: A Cluster Randomized Intervention. Journal of Clinical Pediatric Dentistry. 2017;41(3):204-213. https://doi.org/10.17796/1053-4628-41.3.204.

41. Gasoyan H, Safaryan A, Sahakyan L, Gasoyan N, Aaronson WE, Bagramian RA. School-Based Preventive Dental Program in Rural Communities of the Republic of Armenia. Frontiers in Public Health. 2019;28;7:243. https://doi.org/10.3389/fpubh.2019.00243.

42. Calderón LS, Expósito RM, Cruz VP, Cuadrado CA, Alquézar VL, Garach GA. et al. Primary Care and oral health promotion: Assessment of an educational intervention in school children. Primary Care. 2019;51(7):416-423. https://doi.org/10.1016/j.aprim.2018.05.003.

43. Wolff MS, Hill R, Wilson-Genderson M, Hirsch S, Dasanayake AP. Nationwide 2.5-Year School-Based Public Health Intervention Program Designed to Reduce the Incidence of Caries in Children of Grenada. Caries Research. 2016;50(l):68-77. https://doi.org/10.1159/000439058.

44. Burgess-Allen J, Braithwaite M, Whiston S. Challenges associated with implementation of a school-based tooth-brushing and fluoride varnish programme in a diverse and transient urban population. Community Dental Health Journal. 2018;30;35(2):71-74. https://doi.org/10.1922/CDH_4101Burgess-Allen04.

45. Luksamijarulkul N, Pongpanich S, Panza A. Protective factors for caries of a school-based oral health program in Bangkok, Thailand: a retrospective cohort study. Public Health. 2020;187:53-58. https://doi.org/10.1016/j.puhe.2020.07.010.


Для цитирования:


Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В., Березкина И.В., Шадрина К.В., Петров А.А. Анализ эффективности школьных программ по профилактике стоматологических заболеваний. Обзор литературы. Стоматология детского возраста и профилактика. 2021;21(2):76-87. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-2-76-87

For citation:


Orekhova L.Yu., Kudryavtseva T.V., Berezkina I.V., Shadrina K.V., Petrov A.A. Analysis of the effectiveness of school programs for the prevention of dental diseases: a literature review. Pediatric dentistry and dental profilaxis. 2021;21(2):76-87. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-2-76-87

Просмотров: 31


ISSN 1683-3031 (Print)
ISSN 1726-7218 (Online)