Отношение детей с расстройством аутистического спектра к стоматологическому лечению и оценка уровня знаний их родителей по профилактике стоматологических заболеваний (по данным анкетирования)
https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-1-16-21
Аннотация
Актуальность. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство психического развития, возникающее у детей в возрасте до трех лет, характеризующееся триадой симптомов (качественные нарушения социального взаимодействия, общения, стереотипное поведение и неспецифические проблемы) и диадой нарушения социального взаимодействия, ограниченными и повторяющимися паттернами поведения и/или интересов. По данным как зарубежной, так и отечественной литературы, в XXI веке наблюдается стойкая тенденция к росту распространенности РАС. Дети с РАС испытывают трудности в общении и мануальных навыках. У детей с РАС плохая гигиена полости рта, им необходима помощь родителей как при чистке зубов, так и при подготовке к визиту к врачу-стоматологу. Исходя из этого совершенствование методик коммуникаций является актуальной проблемой для детей данной категории.
Материалы и методы. Проведено анкетирование 75 родителей детей с расстройством аутистического спектра в возрасте от 4 до 16 лет.
Результаты. Полученные результаты показали низкий уровень знаний родителей детей с РАС о гигиене полости рта. При подготовке к визиту к врачу-стоматологу большинство родителей не использует методики коммуникации, в связи с чем возникают трудности взаимодействия детей с РАС с врачом.
Выводы. Исходя из полученных данных, методики прикладного анализа поведения, альтернативных систем коммуникации показывают высокую эффективность при подготовке детей с РАС к визиту к врачу-стоматологу, что повышает эффективность профилактических мероприятий.
Об авторах
Л. П. КисельниковаРоссия
Кисельникова Лариса Петровна, д.м.н., профессор, зав. кафедрой детской стоматологии
Москва
М. П. Лямцева
Россия
Лямцева Мария Петровна, аспирант кафедры детской стоматологии
Москва
Ю. Е. Кузнецова
Россия
Кузнецова Юлия Евгеньевна, генеральный директор
Москва
Список литературы
1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th ed. American Psychiatric Association. Washington. 2013:948. Режим доступа: https://www.academia.edu/32447322/DIAGNOSTIC_AND_STATISTICAL_MANUAL_OF_MENTAL_DISORDERS.
2. Dall’Aglio L., Muka T., Cecil C.A.M., Bramer W.M., Verbiest M.M.P.J., Nano J., Hidalgoa A.C., Francoa O.H., Tiemeier H. The role of epigenetic modifications in neurodevelopmental disorders: A systematic review. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2018;94:17-30. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2018.07.011.
3. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Общественная организация «Российское общество психиатров». 2020:127. Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD.%D1%80%D0%B5%D0%BA.%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A0%D0%90%D0%A1%20%D1%83%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20 %D0%BE%D1%82%2012.05.2020.pdf.
4. Samuel E., Ashkenazi-Alfasi N., Peretz B. Oral Health Characteristics of Preschool Children with Autistic Syndrome Disorder. Journal of Clinical Pediatric Dentistry. 2016;40(1):21-5. https://doi.org/10.17796/1053-4628-40.1.21.
5. Fakroon S., Arheiam A., Omar S. Dental caries experience and periodontal treatment needs of children with autistic spectrum disorder. European Archives of Paediatric Dentistry. 2015;16:205-209. https://doi.org/10.1007/s40368-014-0156-6.
6. McKinney C.M., Nelson T., Scott J.M., Heaton L.J., Vaughn M.G., Lewis C.W. Predictors of unmet dental need in children with autism spectrum disorder: Results from a national sample. Academic Pediatrics. 2014;14(6):624-631. https://doi.org/10.1016/j.acap.2014.06.023.
7. Popple B., Wall C., Flink L., Powell K., Discepolo K., Keck D., Mademtzi M., Volkmar F., Shic F. Brief Report: Remotely Delivered video modeling for improving oral hygiene in children with ASD: A pilot study. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2016;46:2791-2796. https://doi.org/10.1007/s10803-016-2795-4.
8. Baer D.M., Wolf M.M., Risley T. R. Some current dimensions of applied behavior analysis. Journal Of Applied Behavior Analysis. 1968;1(1):1-91. https://doi.org/10.1901/jaba.1968.1-91.
9. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Москва: Теревинф. 2011:416. Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/10/22/pecs.pdf.
10. Ferrazzano G.F., Sangianantoni G., Cantile T., Ingenito A. Relationship between social and behavioral factors and caries experience in schoolchildren in Italy. Oral Health and Preventive Dentistry. 2016;14(1):55-61. https://doi.org/10.3290/j.ohpd.a34996.
Рецензия
Для цитирования:
Кисельникова Л.П., Лямцева М.П., Кузнецова Ю.Е. Отношение детей с расстройством аутистического спектра к стоматологическому лечению и оценка уровня знаний их родителей по профилактике стоматологических заболеваний (по данным анкетирования). Стоматология детского возраста и профилактика. 2021;21(1):16-21. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-1-16-21
For citation:
Kiselnikova L.P., Lyamtseva M.P., Kuznetsova J.E. Attitude of children with autism spectrum disorder to the dental treatment and assessment of their parents’ knowledge about the oral disease prevention (survey data). Pediatric dentistry and dental prophylaxis. 2021;21(1):16-21. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2021-21-1-16-21