Preview

Стоматология детского возраста и профилактика

Расширенный поиск

Оценка эффективности использования стоматологического познавательно-игрового комплекса в повышении уровня знаний дошкольников

https://doi.org/10.33925/1683-3031-2020-20-2-123-129

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Поиск и усовершенствование эффективных оздоровительных программ в рамках здоровьесберегающего процесса, а также необходимость в дальнейшем улучшении и оценке эффективности мотивации к приобретению новых знаний детьми остаются по-прежнему актуальными.

Цель. Оценить эффективность использования стоматологического познавательно-игрового комплекса в повышении уровня знаний дошкольников. Оценена эффективность гигиенической мотивации у дошкольников в динамике под влиянием стоматологического познавательно-игрового комплекса.

Материалы и методы. Мы оценили в динамике уровень знаний у 88 дошкольников 4-6-летнего возраста. Проведены уроки гигиены с использованием стоматологического познавательно-игрового комплекса, состоящего из «кубика-трансформера», пошаговой инструкции для проведения урока гигиены, ориентировочного конспекта занятия и специальной индивидуальной диагностической карты обследования ребенка. Определен уровень знаний дошкольников в начале, середине и конце учебного года с занесением результатов в специальную индивидуальную диагностическую карту обследования осведомленности ребенка. Мы оценивали уровень знаний (минимальный, базовый, высокий) каждого вопроса из 16 вопросов карты на основании ответов ребенка, а также шести ключевых вопросов.

Результаты. Изучение уровня гигиенических знаний в динамике под влиянием стоматологического познавательно-игрового комплекса показало достоверное увеличение числа детей, показавших высокий уровень усвоения знаний, необходимых для сохранения собственного стоматологического здоровья. Дети всех возрастных групп в течение учебного года демонстрировали рост уровня знаний по ключевым вопросам, которые служили критерием объективизации оценки эффективности мотивационного пособия. Наиболее существенная положительная динамика осведомленности в вопросах сохранения стоматологического здоровья зарегистрирована в группе 6-летних детей.

Выводы. Чем старше ребенок, тем более эффективно и быстро происходит развитие его гигиенической мотивации и приобретение знаний. Познавательно-игровой комплекс оказывает существенное влияние на повышение уровня знаний по ключевым вопросам у детей всех возрастных групп в течение учебного года, что дает основание считать мотивационное пособие эффективным, а ответы на ключевые вопросы – критерием объективизации его оценки.

Об авторах

Т. Н. Терехова
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь

Терехова Тамара Николаевна, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста

Минск



Л. В. Козловская
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь

Козловская Лариса Владимировна, к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста

Минск



Список литературы

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие. Москва: ТЦ Сфера. 2007:160. https://studfile.net/preview/5569521/.

2. Гарифуллина А. Ж. Мониторинг знаний, убеждений и навыков в вопросах гигиены полости рта и рационального питания среди детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Стоматология детского возраста и профилактика. 2016;15(3):10-13. https://elibrary.ru/item.asp?id=27196909.

3. Кисельникова Л. П., Сирота Н. А., Огарева А. А., Зуева Т. Е. Использование современных средств гигиены в целях повышения мотивации детей на стоматологическое здоровье. Стоматология детского возраста и профилактика. 2018;18(3):48-52. https://doi.org/10.25636/PMP.3.2018.3.9.

4. Терехова Т. Н., Козловская, Л. В., Подобед К. С. Эффективность программы обучения детей раннего возраста навыкам гигиены рта в условиях дошкольного образовательного учреждения. Стоматология детского возраста и профилактика. 2009;8(4):67-71. https://elibrary.ru/item.asp?id=15319520.

5. J. Toumba Tooth brushing before or after breakfast? European archives of paediatric dentistry. 2012;13(3):107. https://doi.org/10.1007/BF03262854.

6. Терехова Т. Н., Козловская Л. В. Формирование здоровьесберегающего пространства в дошкольном образовательном учреждении с помощью стоматологических проектов. Стоматологический журнал. 2012;1:22-26. https://www.bsmu.by/files/b9ab9638130ae542a1cc6d59d30fe3eb/.

7. Терехова Т. Н., Козловская Л. В., Яцук А. И. Реализация проекта «Стоматологический спектакль» как инновационной формы профилактики кариеса зубов в дошкольном образовательном учреждении. Стоматология детского возраста и профилактика. 2010;9(3):54-57. https://elibrary.ru/item.asp?id=17031095.

8. P. E. Petersen. The World Oral Health Report 2003: continuous improvement of oral health in the 21st century – the approach of the WHO Global Oral Health Programme. Community Dent. Oral Epidemiol. 2003;31(suppl.1):3-23. https://doi.org/10.1046/j..2003.com122.x.

9. Родионова А. С. Современные парадигмы в кариесологии: новые пути для профилактики кариеса зубов. Стоматология детского возраста и профилактика. 2016;15(1):6-8. https://elibrary.ru/item.asp?id=25654520.

10. K. Gabris, I. Nyarasdy, J. Banoczy. Significance of assessing risk factors for caries in their prevention. Orv. Hetil. 2002;143(24):1467-1473. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12138644/.

11. S. Twetman, S. Axelsson, H. Dahlgren et al. Caries-preventive effect of fluoride toothpaste: a systematic review. Acta Odontol. Scand. 2003;61(6):347-355. https://doi.org/10.1080/00016350310007590.

12. A. Caspi Children's snacking habits can predict caries. The Journal of the American dental association. 2001;132(5):594-596. https://doi.org/10.14219/jada.archive.2001.0230.

13. J. D. Featherstone. The caries balance: contributing factors and early detection. J. Calif. Dent. Assoc. 2003;31(2):129-133. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12636316/.

14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Практические вопросы детской психологии. 4-е изд. Санкт-Петербург: Питер. 2009:208. https://www.studmed.ru/volkov-bs-volkova-nv-prakticheskievoprosy-detskoy-psihologii_7b3fcffd330.html.

15. Коэн Л. Игры, которые воспитывают: пер. с англ. Москва: Попурри. 2009:478. https://www.labirint.ru/books/211183.

16. Орлова Н. А. Комплексный подход к решению проблем детской стоматологии. Стоматология детского возраста и профилактика. 2018;18(5):41-46. https://doi.org/10.25636/PMP.3.2018.5.7.

17. Терехова Т. Н., Козловская Л. В., Лишик Е. В., Карпович Р. Ю. Реализация стоматологических проектов: развитие гигиенической мотивации дошкольников под влиянием санитарно-просветительного пособия «кубика-трансформера». Стоматологический журнал. 2013;1:61-64.


Для цитирования:


Терехова Т.Н., Козловская Л.В. Оценка эффективности использования стоматологического познавательно-игрового комплекса в повышении уровня знаний дошкольников. Стоматология детского возраста и профилактика. 2020;20(2):123-129. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2020-20-2-123-129

For citation:


Tserakhava T.N., Kozlovskaya L.V. Assessment of effectiveness of dental cognitive-gaming complex to increasing hygienic knowledge in preschoolers. Pediatric dentistry and dental profilaxis. 2020;20(2):123-129. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2020-20-2-123-129

Просмотров: 20


ISSN 1683-3031 (Print)