Выбор способа коррекции тревоги у детей 4-12 лет перед стоматологическим лечением
https://doi.org/10.33925/1683-3031-2025-870
Аннотация
Актуальность. У многих детей от одной мысли о посещении врача-стоматолога возникает тревога и страх. Они не идут на контакт с врачом, ярко выражают свои эмоции или замыкаются в себе. Помимо этого, в состоянии тревожности изменяется работа многих систем органов, увеличение частоты сердечных сокращений является самым распространенным показателем. В результате такие пациенты отказываются посещать врача-стоматолога, что ухудшает состояние здоровья полости рта. В таких клинических случаях в качестве альтернативы проведение стоматологических вмешательств неадаптированным пациентам проводят под наркозом или седацией. В детской психологии существует много различных способов диагностики и коррекции тревоги ребенка, но широкого использования их в стоматологии не отмечено, что затрудняет выбор алгоритма, позволяющего выбрать наиболее подходящий метод в каждой клинической ситуации.
Цель. Клинико-функциональное обоснование выбора способа коррекции тревожности у детей 4-12 лет в условиях амбулаторного стоматологического приема
Материалы и методы. В 2019-2024 годах было проведено исследование, в котором приняли участие 986 детей в возрасте 4-12 лет. Перед началом обследования проводился сбор общесоматического и психологического анамнеза пациентов. Уровень тревожности детей от 4 до 6 лет определяли с помощью «Теста детской тревоги» Р. Тэммла; от 7 до 12 лет - «Шкалы явной тревожности CMAS» в адаптации А. М. Прихожан. Частоту сердечных сокращений измеряли детским пульсоксиметром ChoiceMMed 300C5. Степень активности кариеса определяли по Т. Ф. Виноградовой. По результатам обследования принималось решение о дальнейшей стратегии работы с пациентом (лечение с сопровождением врача-анестезиолога или использование арттерапии в качестве методики психоэмоциональной коррекции).
Результаты. По результатам психологического тестирования все пациенты были разделены на три группы: с низким уровнем (19,2%), средним уровнем (52,4%) и высоким уровнем тревожности (28,4%). Самые высокие показатели ЧСС наблюдались в группе с высокой тревожностью (61,2% пациентов с выраженной тахикардией). Также у 62,2% обследуемых этой группы выявлена декомпенсированная степень активности кариеса. Пациентам с низким уровнем тревожности потребовалось меньше приемов психологической коррекции, чем детям с средним и высокими уровнями. На основании результатов нашего исследования была разработана компьютеризированная программа «Определение способа коррекции тревожности у детей перед стоматологическим лечением», которая поможет врачам-стоматологам определять тактику работы с пациентами детского возраста перед стоматологическими манипуляциями.
Заключение. Таким образом, для повышения качества и безопасности стоматологической помощи детям, на основании комплексного психолого-функционального обследования была разработана цифровая программа «Определение способа коррекции тревожности у детей перед стоматологическим лечением».
Об авторах
И. А. НикольскаяРоссия
Никольская Ирина Андреевна, кандидат медицинских наук, профессор кафедры терапевтической стоматологии института стоматологии
Москва
Е. Н. Анисимова
Россия
Анисимова Евгения Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент, профессор кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Москва
И. С. Копецкий
Россия
Копецкий Игорь Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры терапевтической стоматологии института стоматологии
Москва
Н. Ю. Анисимова
Россия
Анисимова Наталья Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Москва
В. А. Катюхина
Россия
Катюхина Валерия Андреевна, ассистент кафедры терапевтической стоматологии института стоматологии
117513, ул. Островитянова, д.1, стр. 6, г. Москва
Список литературы
1. Baier K, Milgrom P, Russell S, Mancl L, Yoshida T. Children's fear and behavior in private pediatric dentistry practices. Pediatr Dent. 2004. Jul-Aug; 26(4):316- 21. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15344624/
2. Alsadat FA, El-Housseiny AA, Alamoudi NM, Elderwi DA, Ainosa AM, Dardeer FM. Dental fear in primary school children and its relation to dental caries. Nigerian Journal of Clinical Practice. 2018;21:1454–1460. doi: 10.4103/njcp.njcp_160_18
3. Zhu M, Yu H, Xie B, Li H, He Q, Li H, et al. Experiential learning for children’s dental anxiety: a cluster randomized trial. BMC Oral Health. 2020;20:216. doi: 10.1186/s12903-020-01204-5
4. Yon MJY, Chen KJ, Gao SS, Duangthip D, Lo ECM, Chu CH. Dental fear and anxiety of kindergarten children in Hong Kong: a cross-sectional study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17:2827. doi: 10.3390/ijerph17082827
5. Armfield JM, Heaton LJ. Management of fear and anxiety in the dental clinic: a review. Aust Dent J. 2013;58(4):390-407; quiz 531 doi: 10.1111/adj.12118
6. Боборов АЕ, Усатенко ЕВ. Концепция тревожных расстройств: основные тенденции развития. Социальная и клиническая психиатрия. 2021;31(4):62-70. Режим доступа: https://psychiatr.ru/files/magazines/2021_12_scp_2147.pdf
7. Andrews G, Hobbs MJ, Borkovec TD, Beesdo K, Craske MG, Heimberg RG, et al. Generalized worry disorder: A Review of DSM-IV Generalized anxiety disorder and options for DSM-V. Depress Anxiety. 2010;27(2):134-47. doi: 10.1002/da.20658
8. Farhat-McHayleh N, Harfouche A, Souaid P. Techniques for managing behaviour in pediatric dentistry: comparative study of live modelling and tell-show-do based on children's heart rates during treatment. J Can Dent Assoc. 2009;75(4):283. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19422751/
9. Shindova MP, Belcheva-Krivorova A, Taralov Z. Pulse oximetry in paediatric dentistry. Folia Med (Plovdiv). 2022 30;64(2):202-206. doi: 10.3897/folmed.64.e69136
10. Alghareeb Z, Alhaji K, Alhaddad B, Gaffar B. Assessment of Dental Anxiety and Hemodynamic Changes during Different Dental Procedures: A Report from Eastern Saudi Arabia. Eur J Dent. 2022;16(4):833-840. doi: 10.1055/s-0041-1740222
11. Анисимова НЮ, Анисимова ЕН, Рабинович СА. Коррекция дистресса в амбулаторной стоматологии методом мотивационного интервьюирования. Клиническая и медицинская психология : исследования, обучение, практика. 2014;5(3):1. Режим доступа: http://medpsy.ru/climp/2014_3_5/article05.php
12. Никольская ИА, Катюхина ВА, Погабало ИВ, Патракова НН, Оглоблин А.А, Кулиев РМ. Основы формирования и коррекции стоматологической тревожности. Эндодонтия today. 2023;21(4):276-280. doi: 10.36377/1683-2981-2023-21-4-2
Рецензия
Для цитирования:
Никольская И.А., Анисимова Е.Н., Копецкий И.С., Анисимова Н.Ю., Катюхина В.А. Выбор способа коррекции тревоги у детей 4-12 лет перед стоматологическим лечением. Стоматология детского возраста и профилактика. 2025;25(1):33-39. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2025-870
For citation:
Nikolskaya I.A., Anisimova E.N., Kopetsky I.S., Anisimova N.Yu., Katyukhina V.A. Selection of anxiety management strategies in children aged 4–12 years prior to dental treatment. Pediatric dentistry and dental prophylaxis. 2025;25(1):33-39. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2025-870