Preview

Стоматология детского возраста и профилактика

Расширенный поиск

Междисциплинарный подход к диагностике зубочелюстных и речевых нарушений у детей дошкольного возраста

https://doi.org/10.33925/1683-3031-2023-667

Аннотация

Актуальность. Челюстно-лицевые аномалии, как и нарушения речи, относятся к числу распространенных форм стоматологической патологии, выявляемых у детей дошкольного возраста. Комплексная реабилитация пациентов с сочетанием этих форм патологии представляет сложную задачу, так как отсутствует ситуационный анализ их распространенности, а заинтересованные специалисты работают в разных ведомствах (образование, здравоохранение), руководствуются разными протоколами лечения (коррекции) имеющихся заболеваний (нарушений), что затрудняет планирование, проведение и прогнозирование результатов лечения.

Материалы и методы. Для выявления характера взаимосвязи различных форм ортодонтической и логопедической патологии у детей проведено комплексное клиническое стоматологическое обследование 80 детей в возрасте 4-6 лет на базе детского дошкольного образовательного учреждения, где оказывается логопедическая помощь детям с речевыми дефектами.

Результаты. Челюстно-лицевые аномалии были определены у 56,25% детей с тем или иным нарушением произношения фонем. У детей с выявленными нарушениями речи (дислалией) в сочетании с зубочелюстными аномалиями выявлены не только скелетные, но и мягкотканые патологии: трансверзальная резцовая окклюзия (86,67 ± 0,10%), дистальная окклюзия (42,22 ± 0,30%), глубокое резцовое перекрытие (46,68%), а также аномалии уздечек верхней губы и языка (в 51,10% и 22,20% случаев соответственно). У 44,45% пациентов при осмотре выявлены клинические признаки ротового дыхания, у 32,5% – нарушение глотательной функции по типу инфантильной, у 53,33% – нарушение функции жевания по типу вялого.

Заключение. Анализ результатов комплексного логопедического и стоматологического обследования позволил заключить, что существует потребность в переосмыслении методических подходов к диагностике, профилактике и лечению сочетанных речевых и зубочелюстных нарушений в связи с высокой частотой их коморбидности у детей дошкольного возраста.

Об авторах

М. А. Данилова
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Россия

Данилова Марина Анатольевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детской стоматологии и ортодонтии

Пермь



О. Н. Гончарова-Тверская
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Гончарова-Тверская Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии и коммуникативных технологий

Пермь



Е. А. Залазаева
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Россия

Залазаева Екатерина Анатольевна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры детской стоматологии и ортодонтии

Пермь



П. А. Прокошев
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Россия

Прокошев Павел Алексеевич, аспирант кафедры детской стоматологии и ортодонтии

Пермь



Список литературы

1. Григоренко НЮ. Формирование произносительных навыков у детей раннего и дошкольного возраста с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. Педагогическое образование в России. 2016;(3):113–119. doi: 10.26170/po16-03-18

2. Данилова ЕА. Исследование особенностей звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией и дислалией. Проблемы современного педагогического образования. 2020;(69-4):72-75. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-zvukoproiznosheniya-u-doshkolnikov-so-stertoy-dizartriey-i-dislaliey

3. Дяйкина ВВ, Масленникова ВА. Современные методы и средства логопедической диагностики речевого развития детей раннего возраста. Специальное образование. 2021;(1):114–126. doi: 10.26170/1999-6993_2021_01_09

4. Фролова АС, Таринская ТА. Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста. Образование и воспитание. 2018;(1):72–76. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32445971

5. Царёва ТГ, Эстрова ПА, Лапоникова АВ. Аномалии окклюзии у детей с речевыми нарушениями. Здоровье и образование в XXI веке. 2008;10(3):19-28. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/anomalii-okklyuzii-u-detey-s-rechevymi-narusheniyami

6. Асанова МК, Полещук ОЮ, Каладзе КН, Тымченко СЛ. Взаимосвязь зубочелюстных аномалий и речевых нарушений у детей. Научный вестник Крыма. 2020;6(29):1-7. Режим доступа: https://elibrary.ru/vzkmcg

7. Арсенина ОИ, Данилова МА, Ишмурзин ПВ, Попова АВ. Особенности строения и функционирования височно-нижнечелюстного сустава у детей. Российская стоматология. 2017;10(2):36-40. doi: 10.17116/rosstomat201710236-40

8. Данилова МА, Ишмурзин ПВ, Меграбян ОА, Конькова АМ. Модели роста зубочелюстно-лицевого комплекса у лиц с ретро- и микрогнатией нижней челюсти. Клиническая стоматология. 2022;25(1):74-80. doi: 10.37988/1811-153X_2022_1_74

9. Меграбян ОА, Ишмурзин ПВ. Тактика лечения ретро- и микрогнатии нижней челюсти у пациентов с незавершенным ростом лицевого скелета. Проблемы стоматологии. 2019;15(3):103-109. doi: 10.18481/2077-7566-2019-15-3-103-109

10. Митропанова МН, Арутюнян ЛИ, Прокошев ПА. Результаты оценки носового дыхания при ортодонтическом лечении детей. Стоматология детского возраста и профилактика. 2022;22(4):276-281. doi: 10.33925/1683-3031-2022-22-4-276-281

11. Сатыго ЕА, Попов СА, Евдокимова НА. Концепция междисциплинарного взаимодействия при восстановлении носового дыхания у детей. Стоматология детского возраста и профилактика. 2009;8(4):39-41. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15319497

12. Филатова ЮО, Лулу Шаза Али. Изучение дыхательной функции у лиц с нарушениями речи: обзор зарубежных исследований. Наука и школа. 2021;(5):66-76. doi: 10.31862/1819-463X-2021-5-66-76

13. Царькова ОА, Данилова МА. Оценка результатов комплексного лечения детей с нарушением носового дыхания. Ортодонтия. 2007:(3):83. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=9606125

14. Шиленкова ВВ. О некоторых функциях полости носа у детей. Детская оториноларингология. 2013;(2):23–26. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20292751

15. Корякина ОА. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения. Проблемы педагогики. 2018;(3):79-83. Режим доступа: https://problemspedagogy.ru/images/PDF/2018/35/Problemy-pedagogiki-3-35.docx1.pdf


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Данилова М.А., Гончарова-Тверская О.Н., Залазаева Е.А., Прокошев П.А. Междисциплинарный подход к диагностике зубочелюстных и речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Стоматология детского возраста и профилактика. 2023;23(4):346-352. https://doi.org/10.33925/1683-3031-2023-667

For citation:


Danilova M.A., Goncharova-Tverskaya O.N., Zalazaeva E.A., Prokoshev P.A. Interdisciplinary approach to the diagnosis of dentofacial deformities and speech disorders in preschoolers. Pediatric dentistry and dental prophylaxis. 2023;23(4):346-352. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3031-2023-667

Просмотров: 441


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1683-3031 (Print)
ISSN 1726-7218 (Online)